Черногория надеется, что ее скорее примут в НАТО и ЕС за то, что страна присоединилась к санкциям Евросоюза против России. Об этом в четверг, 22 мая, прямым текстом заявил президент Черногории Филип Вуянович в интервью газете «Блиц».
«Черногория пытается активно ускорить процесс вступления в ЕС. Мы с нетерпением ждем приглашения на саммит НАТО в Великобритании. Если мы хотим стать частью большой семьи, нам нужно разделять убеждения этих стран с точки зрения важных международных вопросов», — добавил Вуянович.
Президент Черногории особо подчеркнул, что будущее страны лежит в союзе с ЕС и НАТО.
Напомним: 19 марта Черногория присоединилась к санкциям ЕС против России в связи с событиями на Украине. По мнению властей, украинский кризис должен заставить жителей страны подумать о безопасности и стабильности Черногории.
В принципе, вступать или не вступать в ЕС и НАТО – дело самой Черногории. И поддерживать Россию она не обязана. Если бы так поступила, допустим, Венгрия, вопросов бы не возникло. Но Черногория – особое дело. Это близкая, если не сказать братская, страна.
Достаточно вспомнить нашу общую историю. Россия и Черногория – православные страны. Еще Петр I предложил владыке Даниле вместе противостоять туркам. В отместку османы совершили на Черногорию два карательных похода в 1712 и 1714 годах. В свою очередь, Россия выступила на защиту черногорского народа. Чтобы укрепить политические отношения, черногорских принцесс выдавали замуж за русских дворян. В 1878 году мощь России помогла Черногории, в результате русско-турецкой войны, обрести независимость от Османской Империи. В 1904 году, когда началась русско-японская война, Черногория, в знак поддержки братского государства, объявила Японии войну.
Борьба за союз с «Маiком Русиiом» (матерью-Русью) и свободу были для черногорцев святыми понятиями и делом чести. Были времена, когда в Черногории сложился культ России: черногорцы признавали над собой «только бога и царя русского». Русские моряки обучались морскому делу в Черногории, а черногорцы верой и правдой служили русскому царю и в звании рядового, и в чине генерала.
После конфликта Тито и Сталина в 1948 году связи между Югославией и СССР стали терять прочность, но страны Югославии продолжали рассчитывать на поддержку России в минуту национальной опасности.
А теперь, получается, Черногория заплатила за ускоренное вступление в НАТО и ЕС былой дружбой с Россией. Возникает вопрос: почему? Не последуют ли ее примеру другие, прежде братские нам, страны Балкан?
– На ситуацию с Черногорией нужно смотреть шире, – уверена научный сотрудник Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Анна Филимонова. – Дело в том, что на Балканах, после серии этно-гражданских локальных войн 1990-х, сложилась система протекторатов НАТО и ЕС разной степени подчиненности. Как раз в Черногории – протекторат очень высокой степени подчиненности.
«СП»: – Что характеризует подобные протектораты?
– Ориентация элит исключительно на НАТО и ЕС. Причем, черногорский путь – вступление сначала в НАТО, и только потом в ЕС. Точно таким же путем, кстати, идет Хорватия. По сути, Вуянович заявил, что санкции против России прокладывают Черногории дорогу именно в НАТО, а вступление в Евросоюз стоит на второй позиции.
Протектораты подобного типа характеризуют направленность элит на евроатлантические центры мощи. А вот народ на Балканах, что примечательно, ориентирован на Россию – и верит России, и любит ее.
Этот фактор у нас сильно недооценивается при формировании внешнеполитического вектора балканского направления. На деле, балканские народы могут очень многое вытерпеть, но для них совершенно неприемлемо, когда речь идет об унижении России. Унижение РФ со стороны Запада – это последняя линия обороны, которую народы Балкан не сдадут.
По идее, России нужно было бы на все это опираться – на веру, исторические связи, на огромную любовь балканских народов (за исключением, естественно, албанцев) к нашей стране.
«СП»: – Вуянович, получается, озвучил позицию черногорской элиты?
– В Черногории правит не столько Вуянович, сколько премьер Мило Джуканович – многолетний, несменяемый глава кабинета, который завязан на крупных международных мафиозных аферах и тесно связан с евроатлантическими центрами мощи. Джуканович пойдет буквально на все, что от него потребуют его западные патроны.
«СП»: – Другие балканские страны могут последовать примеру Черногории?
– Это будет зависеть от уровня давления, которые евроатлантические центры мощи будут оказывать на балканские элиты. В принципе, на Балканах везде правят марионеточные режимы и прямая западная агентура, поставленная господами из Брюсселя и Вашингтона. Поэтому говорить с этими режимами с позиций здравого смысла, справедливости и взаимовыгодного сотрудничества чрезвычайно сложно. Режимы просто поставлены для другого – чтобы беспрекословно выполнять волю своих западных партнеров. Поэтому как на них будут давить со стороны Запада – так они и будут поступать.
«СП»: – Россия может изменить расклад на Балканах в свою пользу?
– Российскую внешнюю политику в последнее время характеризует стремление поставить ногу в закрывающийся лифт. Только когда лифт почти поехал, Россия спохватывается: можно ли что-нибудь сделать?
Это нужно было умудриться – такую страну, как Черногория, развернуть в сторону НАТО! Там сейчас поддержка населением евроатлантической интеграции зашкаливает за 30% – прежде цифра совершенно немыслимая. Ведь Черногория – это оплот сербства, сердцевина сербской государственности. И факт, что треть ее населения сегодня ориентирована на Запад, показывает, насколько плотно работают на Балканах евроатлантические организации. Этот факт, кроме того, показывает, что изменение массового сознания – вещь вполне реальная, и для этого не нужно перевоспитывать многие поколения – достаточно нескольких лет пропаганды.
Россия сейчас сосредоточена на Балканах только на одном направлении – работе с правящими элитами. Мы совершенно выпускаем из вида информационное поле, и такой фактор, как мягкая сила, которую Запад практикует по всему миру. Только в Сербии действуют около двух тысяч неправительственных евроатлантических организаций, там активную деятельность развернули Агентство США по международному развитию (United States Agency for International Development, USAID) и The National Endowment for Democracy (NED). Сейчас вклиниться в это пропагандистское пространство сложно.
«СП»: – Что в этой ситуации нужно делать?
– Нам нужно покупать на Балканах телевизионные каналы, открывать радиостанции, электронные СМИ, представительства российских неправительственных организаций – и работать именно с народом. Только если для балканских народов будет неприемлема интеграция в НАТО, у России будет гарантия, подушка безопасности от действий Североатлантического альянса в Юго-Восточной Европе.
Я считаю, Россия должна резко активизироваться на балканском направлении еще и потому, что это дает шанс ослабить напряжение на направлении украинском. Нам нужно наступать по всем фронтам, а не сосредотачиваться на одной внешнеполитической точке…
– Черногория поступила довольно цинично, – считает эксперт Центра по изучению современного балканского кризиса Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. – Но ее демарш – не единичный пример подобного поведения «братушек» на Балканах. Разве Болгария нас дважды – в Первую и Вторую мировую – не предавала, не боролась против нас на стороне наших противников?
К сожалению, наши братские балканские страны часто забывают все хорошее, и действуют своекорыстно. Ситуация достаточно ясная: как принято говорить – только бизнес, ничего личного...
Андрей Полунин
http://svpressa.ru/politic/article/88017/
Journal information